Наши новости

Великие композиторы

Мало кто задумывается, но говоря о великих композиторах, мы часто забываем о том, что они имели множество недугов, которые мешали им в жизни, но они никаким образом не помешали им стать невероятно популярными ввиду своего таланта, и совершенно уникальной музыки.

Сегодня мы хотели бы вспомнить о Роберте Шумане — композиторе, пианисте, об одном из ярчайших представителей романтического искусства ХIX в. Роберт был потрясающим виртуозом, но он считал, что нет предела совершенству. Из его воспоминаний 13 октября 1831 года, мы видим, что он всё время искал пути освоения своих технических навыков игры: «С фортепьяно в последнее время дела обстоят превосходно. Запястье я держу немного выше, примерно так, как Бельвиль, хотя грациозной волнообразной линии нет». Анна Каролина де Бельвиль была двадцатидвухлетней чудесной пианисткой. Она пыталась уменьшить нагрузку мышц руки тем, что высоко поднимала запястья. После успешных попыток он вскоре начал жаловаться на «онемение правой руки».

Мы точно не знаем, когда Шуман начал использовать механические приспособления для тренировки пальцев, которые в то время вошли в моду. Вильгельм Калькбреннер, знаменитый педагог в Париже, рекомендовал такие приспособления, как и капельмейстер Бернгард Ложье, «хиропласт» которого регулировал расстояние между пальцами. Шуман использовал метод, который он называл «Сигарной механикой».

Василевски, первый биограф Шумана, полагал, что Шуман вместе со своим другом Тепкеном изобрёл устройство, с помощью которого один палец во время упражнений поднимался вверх, а другие пальцы действовали изолированно друг от друга. Сначала всё шло как-будто хорошо, так как 7 мая 1832 года он записал в дневнике: «Третий палец с «сигарной механикой» работает сносно, удар теперь независим». Но уже через две недели он пишет: «Третий палец кажется неисправным».

Кроме того, обнаружены заключения врача, доктора Морица Эмиля Рейтера, по поводу ходатайства об освобождении Шумана от службы в Лейпцигской коммунальной гвардии с 1 февраля 1841 г., что у него два парализованных пальца на правой руке»: «В юношеском возрасте он заметил, что указательный и средний пальцы правой руки заметно менее подвижны и слабее, чем другие. Вследствие длительного применения устройства, с помощью которого эти пальцы были прижаты к ладони, они до настоящего времени остаются парализованными, так что господин Шуман во время игры на фортепьяно средним пальцем совсем не владеет, указательным — не полностью, а взять в руки какой-нибудь предмет и держать его совсем не может».

Но без музыки он уже не мог существовать. Ещё до катастрофы с рукой он начал брать уроки теории и серьёзно заниматься композицией. Теперь эта вторая линия стала первой. Но не единственной. Шуман стал выступать как музыкальный критик, и его статьи – меткие, острые, проникающие в самую суть музыкального произведения и особенности музыкального исполнения – сразу привлекли к себе внимание, а бессчётное количество написанных им произведений до сих пор играют и любят в современном мире.

Не надо быть каким-то особенным, нужно просто иметь желание и искреннюю любовь к музыке — и тогда вам будет всё по плечу!